Аддитивные технологии. Уже реальность.

пятница, 15 декабря, 2017

Создание деталей двигателей из "металлического порошка" - уже реальность. И хотя пока - это единичные экземпляры, ОДК планирует внедрить аддитивные технологии в производство  газотурбинных двигателей к 2025-2030 годам. Какие-то 10-12 лет и мы станем свидетелями новой эры двигателестроения.

ОДК – УМПО осваивает аддитивные технологии в двигателестроении

Активная работа по исследованию аддитивных технологий (АТ) в целях применения в авиационном двигателестроении развернута на уфимском ПАО «ОДК — УМПО» (входит в Госкорпорацию Ростех). Сегодня аддитивные технологии — одно из наиболее динамично развивающихся направлений «цифрового» производства, которое позволяет применить новый подход к созданию заготовки, сократить количество деталей двигателя и его стоимость.

Работа по освоению аддитивных технологий ведется на всех предприятиях Объединенной двигателестроительной корпорации. Холдинг планирует применять их при серийном производстве перспективных российских газотурбинных двигателей, которые будут сертифицированы в 2025- 2030 годах.

«ОДК является флагманом в области развития аддитивных технологий в индустриальном производстве в России, и ОДК-УМПО здесь отводится важная роль, — говорит управляющий директор ПАО «ОДК-УМПО» Евгений Семивеличенко. — Согласно принятой в ОДК «Концепции развития аддитивных технологий» на базе нашего предприятия планируется создание центра компетенции по изготовлению титановых заготовок расширенных габаритов для перспективной продукции. Для этого будет применяться технология селективного лазерного сплавления и прямого лазерного сплавления (в том числе с использованием гетерофазной порошковой лазерной металлургии). В настоящее время в рамках госконтракта с Министерством образования и науки РФ совместно с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом и Московским институтом стали и сплавов мы выполняем пилотную работу, связанную с апробацией процесса холодного газодинамического напыления для крупногабаритных гибридных титановых и композиционных заготовок, которые применяются при изготовлении перспективных газотурбинных двигателей. По нашим оценкам, в будущем с применением АТ можно будет изготавливать по весу до 20% объема заготовок деталей для авиационных двигателей. Таким образом, если еще два десятилетия назад идея о том, что деталь можно «вырастить» с помощью лазера, казалась фантастикой, то сейчас уже очевидно, что аддитивные технологии стали частью нашей реальности. Для реализации столь масштабных проектов, безусловно, нужны квалифицированные специалисты. В настоящее время мы уже провели обучение конструкторов и операторов установок в Воронежском центре АТ».

В России ведутся разработки оборудования и технологий прямого лазерного сплавления и послойного сплавления металлических порошков. Из отечественных производителей можно отметить оборудование Института лазерных и сварочных технологий (ИЛИСТ) в Санкт-Петербурге, где применяется авторская технология — гетерофазная порошковая лазерная металлургия (ГПЛМ). По сравнению с аналогичными зарубежными технологиями прямого лазерного выращивания данный метод весьма конкурентоспособен по скорости формообразования заготовок. Также имеется отечественное оборудование послойного лазерного синтеза (SLM), где применяется отечественное программное обеспечение. В настоящее время подобная установка производства Государственного научного центра РФ «ЦНИИТМАШ» проходит процедуру тестирования под задачи ОДК. В качестве разработчика технологий можно отметить проект Московского института стали и сплавов по внедрению процесса холодного газодинамического напыления для изготовления крупногабаритных титановых заготовок.

Как и в случае с уже традиционными технологиями, применение АТ в авиадвигателестроении можно разбить на два крупных направления: изготовление «пилотных» партий заготовок для опытной отработки конструкции двигателя и серийное производство, в том числе ремонт, АТ-заготовок. При этом применение АТ при опытной отработке конструкции позволит значительно уменьшить сроки создания и вывод изделий на рынок. Кроме того, АТ позволяют получать заготовки с меньшими технологическими ограничениями, конструктору не надо «подгонять» их под традиционную технологию, и он уже может оперировать только понятием эксплуатационной целесообразности. Существующие сегодня ограничения по применению АТ (в частности, по габаритным размерам изделия, точности изготовления, прочности, жаропрочности) в будущем технически преодолимы за счет применения различных типов АТ. Например, для габаритных заготовок подойдет метод прямого лазерного выращивания, обеспечить точность поможет технология селективного лазерного сплавления, жаропрочность — электронно-лучевое сплавление и т.д.

Евгений Семивеличенко отмечает: «Сегодня все основные усилия научного АТ-сообщества сконцентрированы на отработке серийного производства, приемлемого по ценовым и прочностным параметрам. Технически АТ возможно применять при изготовлении практически всех заготовок металлических деталей авиадвигателя, за исключением монокристаллических турбинных лопаток. Вопрос в том, насколько это экономически целесообразно. Поэтому говорить о полном переходе в ближайшем будущем от традиционных технологий к аддитивным не совсем корректно. Полной замены явно не произойдет. Однако применение АТ для пилотных партий фасонных заготовок из титановых сплавов, сталей и жаропрочных сплавов очень перспективно. Основная область, где может серийно произойти замена литья на АТ, — это заготовки рабочих и сопловых лопаток (алюминид титана, никель, кобальт). Хотя применение АТ не исключает механическую обработку, оно значительно изменит требования к ней за счет значительного снижения (в десятки раз) припусков».

Работы по освоению аддитивных технологий активно ведутся и другими предприятиями ОДК. Так, на базе рыбинского ПАО «ОДК-Сатурн» функционирует Центр аддитивных технологий (ЦАТ). Он специализируется на изготовлении деталей, моделей и узлов газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения методами послойного синтеза.

Помимо аддитивных технологий другими основными направлениями технологического развития ОДК являются:

  • полимерные композиционные материалы (качественно изменят конструкцию двигателей);
  • высокотемпературные материалы — на керамической и интерметаллидной матрице (внедрение этих металлов позволяет качественно повлиять на цикл двигателя);
  • «более электрические» двигатели, а также технологические решения, позволяющие заменить элементы гидравлической, пневматической механизации;
  • суперкомпьютерные технологии (позволят выйти на новый уровень аналитического проектирования, основанный на использовании численных методов на всех этапах жизненного цикла газотурбинных двигателей);
  • бестурбинные двигатели.
Права на данный материал принадлежат
Материал размещен правообладателем в свободном доступе.

Оставить заявку

Уважаемые коллеги!
Здесь вы можете оставить контактные данные, чтобы мы могли связаться с вами для обсуждения вариантов сотрудничества.

Настоящим выражаю свое согласие с условиями использования информации

Согласие

на обработку персональных данных

Нажимая кнопку «Отправить запрос», я, действуя по своей воле и в своих интересах, даю согласие на обработку, раскрытие и распространение своих персональных данных, в т.ч. биометрических персональных данных (с использованием средств автоматизации или без использования таких средств), ООО ЧАЗ «Заводы Поволжья — Вахта» (г. Ижевск, ул. Родниковая, д. 72/1 оф. 2, ОГРН 1141831003324),  его сотрудникам, круг которых определен приказом Управляющего предприятием, представителям, правопреемникам, представленных мной на сайте www.zrvahta.ru в целях трудоустройства и/или получения информации.

Указанное согласие действует до момента его письменного отзыва в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

Перечень действий с персональными данными, на совершение которых мною дается согласие: обработка персональных данных, в том числе смешанная обработка, а именно: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача, в том числе передача третьим лицам (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Я согласен с тем, что предоставленные данные могут быть в любое время проверены или перепроверены указанными выше лицами, с использованием любых источников информации.

Нажимая кнопку «Отправить запрос» я:

1) подтверждаю, что введенные мной данные (фамилия, имя, отчество, профессия, специальность, навыки, телефон) являются корректными;

2) подтверждаю, что все данные предоставляются добровольно;

3) выражаю полное и безоговорочное согласие на использование моих данных для поддержания связи со мной любым способом, включая телефонные звонки на указанный мобильный телефон, отправку СМС-сообщений на указанный мобильный телефон, с целью информирования о вакансиях и условиях работы, для осуществления опросов с целью изучения мнения по вопросам трудоустройства, высылки новостей и т.п.

Согласие предоставляется ООО ЧАЗ «Заводы Поволжья — Вахта» (г. Ижевск, ул. Родниковая, д. 72/1 оф. 2, ОГРН 1141831003324) мной бессрочно.

Я проинформирован о том, что согласие может быть отозвано в любой момент путем:

1) направления письменного уведомления по адресу: 426000, г. Ижевск, ул. Родниковая, д. 72/1 оф. 2;

2) направления электронного письма на адрес: vacancy@zrvahta.ru

О Политике обработки персональных данных в ООО ЧАЗ "Заводы Поволжья - Вахта" проинформирован.